21.03.2013. Пленарная дискуссионная панель III «Экономика для человека или человек для экономики: вызовы и уроки БРИК»
Тезис пятый. Ключевой фактор развития человеческого потенциала, а следовательно, и один из ключевых факторов модернизации страны — это образование и образовательная политика. По уровню начального профессионального образования, извините, начального школьного образования в сравнении с другими странами мы находимся в числе мировых лидеров, но дальше показатели несомненно ухудшаются. В старшей школе 20% всех старшеклассников функционально неграмотны в смысле грамотности чтения, такого не было еще никогда.
Российская образовательная политика определяется тремя основными документами. Первый документ: закон об образовании, который вступает в силу с 1-го сентября, и в котором на каждый шаг вперед приходится примерно три шага назад. Целый ряд категорий граждан, в том числе: родители дошкольников, студенты, дети-сироты и так далее — ухудшают свое положение по этому закону об образовании. Но самый главный смысл закона об образовании заключается в следующем: он отдает все полномочия Президенту, Правительству и Министерству образования и науки. Я не раз предлагал изложить весь большой закон в двух статьях: Статья 1-я: Президент, Правительство и Министерство могут все. Статья 2-я: кто не понял — смотри статью 1-ю. Под закон написана, частью в расхождении с ним, государственная программа развития образования на 2013-й–2020-й годы, и, соответственно, утвержденная сразу после подписания закона «дорожная карта» мероприятий в области образования и науки. Закон был подписан 29-го декабря прошлого года Президентом. «Дорожная карта» принята Правительством 30-го декабря. Смысл «дорожной карты» предельно простой — максимально интенсифицировать труд педагога, начиная от воспитателя дошкольного учреждения и заканчивая профессором. И за счет этого обеспечить некоторое повышение оплаты труда. Ну, например, сейчас, как заметил в свое время Владимир Путин, в России средняя зарплата в вузах ниже средней заработной платы по стране. Я другой такой страны не знаю. Она должна к 2018-му году стать выше примерно вдвое по сравнению со средней заработной платой в стране, но при этом предлагается уволить порядка 44–45% российских вузовских преподавателей. Понятно, что механическая интенсификация труда приводит лишь к тому, что качество преподавания неизмеримо упадет по сравнению даже с современным уровнем. А это значит, что качество подготовки наших студентов упадет тоже. В такой ситуации, повторяю, рассчитывать на модернизацию крайне трудно.
Аналогичная ситуация по школьным учителям, которых предполагается уволить порядка 90 000 человек, и по преподавателям системы начального и среднего профессионального образования.
Вообще-то любая власть гордится созданием высокотехнологичных рабочих мест, у нас предлагается 25 000 000, почему мы при этом сокращаем тех, кто создает человеческий потенциал, понять невозможно.
Читайте также:
Смолин О.Н.
О Форуме
Смолин О.Н.
О модернизации
Смолин О.Н.
О человеческом потенциале
Смолин О.Н.
Об уровне жизни
Смолин О.Н.
О необходимых мерах