Участники пленарной конференции №4 под оригинальным названием «Образование, наука и культура в исторической ретро(пер)спективе» обсудили проблемы образовательных учреждений, а также всей системы образования Российской Федерации. Также были затронуты вопросы российской экономики в контексте социальной сферы и общедоступности медицины при мировом качестве.
«Официально подтверждено, что примерно 20% старшеклассников являются функционально неграмотными в смысле функциональной грамотности чтения, т.е. текст читать могут, но понять, не способны», - заявил о проблеме Олег Смолин, первый заместитель председатель Комитета по образованию ГД РФ. По его словам, официальное недофинансирование образования в России составляет половину от минимальной потребности.
«Мы постоянно слышим, что образование представляет собой часть сферы обслуживания. Абсолютно убежден, что это не правильно. Образование – это не сфера обслуживания, это часть сферы производства. Причем самая главная - сфера воспроизводства самого человека», - возмутился Смолин.
Раскритиковали участники и новоиспеченную «дорожную карту» по образованию. «Смысл дорожной карты предельно простой: максимальная механическая интенсификация педагогического труда и сокращение педагогической работы. Предполагается, что у каждого вузовского преподавателя нагрузка вырастет, количество студентов на каждого вузовского преподавателя вырастет. Соответственно количество вузовских преподавателей предполагается сократить чуть ли не на 45%, количество школьных учителей примерно на 90%», - рассказал Олег Смолин.
Присутствующие на конференции также подняли и обсудили проблему эффективного контракта и оплаты труда учителя и преподавателя. На взгляд Смолина, «к средней зарплате по региону должна приравниваться одна ставка педагогического работника, потому что, если учитель будет вести 36 часов и получать за это среднюю зарплату по региону, это не решение вопроса».
Обсуждение темы ЕГЭ также носило острый характер. По мнению Виталия Третьякова, декана факультета телевидения МГУ, за всю свою практику он не видел ни одного родителя, ни одного преподавателя школы, ни одного преподавателя ВУЗа, который бы приветствовал ЕГЭ. «Я их видел только по телевизору, да и то в школах и в ВУЗах, в которые приезжали Президент, Премьер или министр», - констатировал Третьяков.
Александр Абрамов, член-корреспондент Российской Академии Образования, отметил, что «система начального и среднего образования рухнула, а, судя по последним скандалам с диссертациями, у нас рухнула система воспроизводства научных кадров в стране». Почему это происходит? Первое – это воинствующий экономизм. Второе – зашкаливающий формализм. Третье – монополизм и тотальный непрофессионализм (кадровая деградация во всех сферах). Четвертое – вопиющая безответственность. «Ни одно министерство ни за что не отвечает», - заключили участники конференции.
Среди докладчиков конференции также выступили: Екатерина Никанорова, заместитель директора Российской Государственной Библиотеки; Кристоф Агютон, представитель движения АТАК; Лео Габриель, представитель антиглобалистского движения; Людмила Булавка, главный научный сотрудник Российского Института Культурологи и другие.
Итог конференции таков: отменить действующую реформу образования и восстановить национальную уникальную систему образования.
ПЛЕЙЛИСТ