Дата публикации: 28.03.2024
Укрепление интеграции в ЕАЭС – важная тема, которая будет затронута в рамках Московского экономического форума в 2024 году. В преддверии МЭФ возможности реализации промышленных инициатив Союза мы обсудили с руководителем проектного Офиса по поддержке кооперации в ЕАЭС Анастасией Астаховой. В рамках форума она станет модератором сессии: «ЕАЭС – конкретные задачи для укрепления общего будущего».
Как сегодня поддерживается промышленная кооперация в ЕАЭС? Какие меры регулирования действуют?
В текущем году дан старт механизму финансовой поддержки кооперационных проектов в рамках ЕАЭС, который будет реализовываться за счёт средств бюджета Союза. Механизм станет первой программой поддержки, для которой главным критерием отбора будет именно работа в кооперации с партнерами по Союзу.
Несколько лет назад вопрос о необходимости принятия такого рода мер был инициирован евразийским бизнесом, инициатива была со вниманием встречена Евразийской экономической комиссией и сторонами, в связи с чем в конце 2020 года был дан старт соответствующей работе и в результате приняты все необходимые меры, вплоть до корректировок договора о Союзе, наделяющих Комиссию соответствующими полномочиями.
Первый раунд приёма заявок в рамках механизма – до 1 апреля 2024 года, второй – до 1 октября 2024 года.
Какие перспективы и сложности вы видите в работе нового механизма поддержки кооперации в Союзе, который должен заработать с апреля 2024 года? Что, на ваш взгляд, необходимо усилить в сегодняшней работе, какие вопросы требуют повышенного внимания?
Один из главных критериев участия в программе – промышленная кооперация должна объединять предприятия не менее чем из трех стран Евразийского союза. Это достаточно сложное условие, так как в настоящее время кооперационные проекты в основном существуют в формате двухсторонних связей. Выход на трёхсторонние кооперационные цепочки, на мой взгляд, вполне реализуем, но потребует более пристального внимания и участия как со стороны регуляторов, так и со стороны объединений предпринимателей. В частности созданный на базе ТПП стран ЕАЭС Проектный офис рассматривает работу по поиску новых партнёров в ЕАЭС для заинтересованных предприятий в качестве одной из важнейших своих задач.
С учетом сложности условий входа в программу для предприятий также критически важно сделать сами условия поддержки максимально привлекательными, конкурентоспособными в сравнении с национальными программами поддержки. В частности, на мой взгляд, здесь важно более активное подключение к программе Институтов развития. На сегодня они включены в список участников программы, но какие условия Институты развития смогут предоставить предприятиям с точки зрения процентной ставки (сможет ли итоговая ставка быть ниже максимально допустимого для банков уровня в 6,5%) – пока неизвестно.
Как на практике будет работать механизм?
Действие мер поддержки будет применимо для большого ряда отраслей – от авиастроения до фармацевтики. Приоритетно будут поддерживаться инновационные проекты, прорывные НИОКР, выпуск новых моделей техники. Субсидия будет составлять компенсацию в размере 100% ставки Центрального банка той страны, в валюте которой берется кредит.
C юридической точки зрения участниками программы будут выступать банки и институты развития, именно они будут являться заявителями, направляющими предложения о финансировании в ЕЭК. В этой связи предприятиям, заинтересованным в получении субсидии под свой проект, необходимо будет на первоначальном этапе получить одобрение финансовой организации – т. е. проект изначально должен быть принят банком к финансированию (по итогам проверки бизнес-плана, оценки финансовой устойчивости и рисков по проекту). Затем финансовая организация обращается в Евразийскую комиссию, где происходит оценка проекта на соответствие условиям участия в программе. Решения будут приниматься в рамках пятерки: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Причем последний уровень – это рассмотрение вице-премьерами, которым будут докладываться все детали по проекту: его востребованность на рынке, перспективы реализации.
При этом контекст реализации программы позитивный, нет стремления создать барьеры. Нет избыточного давления – например, нет критерия по экспортоориентированности, продукция может потребляться внутри Союза и не поставляться на внешние рынки, так как это не экспортная субсидия. Данная мера поддержки в целом направлена на то, чтобы государства ЕАЭС были менее зависимы от поставок различных товаров из третьих стран и больше кооперировались между собой для обеспечения промышленной безопасности.
Если говорить об импортозамещении – по вашему мнению, какую продукцию мы всё же не сможем заменить, чему не удастся найти аналоги?
На самом деле, детальный анализ ситуации показывает, что достаточно обширная номенклатура востребованной продукции (потребляемой в странах Союза по импорту из третьих стран) производится сегодня в рамках ЕАЭС, или такое производство реально наладить. Вместе с тем зачастую на уровне взаимоотношений клиента и поставщика возникают трения, связанные с конкретными техническими или ценовыми характеристиками предлагаемого продукта. Оба фактора при должном внимании поддаются корректировке. Так, характеристики можно совершенствовать при условии более гарантированного сбыта (что как раз и должен помочь обеспечить наш механизм, в том числе по компонентам).
В контексте ценовой конкурентоспособности – сегодня совершенно очевидно, что наши торговые партнёры способны так эффективно конкурировать по цене не только и не столько за счёт эффекта масштаба производств или их низкой себестоимости, сколько за счет выверенной системы государственных дотаций, в том числе прямо направленных на завоевание экспортных рынков.
Поэтому в рамках ЕАЭС тоже нужно проводить активную политику по направлениям, которые могут оказать влияние на ценовую конкурентоспособность продукции, например, применять меры, позволяющие производителям продавать свою продукцию с дисконтом, получая поддержку от государства. В России сегодня подобные программы работают по ряду отраслей (например, программа № 1432 в отрасли сельскохозяйственного машиностроения). Считаю, что важно более активно разрабатывать и внедрять такие меры на уровне ЕАЭС. Это предмет дальнейшей работы.
Также необходимо более активно работать с проблемой мелкосерийности, помогать нашим предприятиям выстраивать новые связи с клиентами в рамках ЕАЭС в целях роста общего объёмов поставок.
Сможет ли сотрудничество на уровне бизнеса повлиять на политическую интеграцию Союза – возможно, с точки зрения лоббирования интересов в отдельных отраслях?
Промышленная кооперация – это определенный шаг в развитии отношений в рамках Союза. С момента образования ЕАЭС в мае 2014 года вопросы усиления и стимулирования кооперации поднимались не раз. Однако данный инструмент финансирования – первая мера поддержки, направленная на совместное развитие производства, в том числе сотрудничество по компонентной базе.
В настоящий момент в ЕАЭС обсуждается поддержка только промышленного сектора – о сельском хозяйстве, строительстве, других отраслях экономики речь пока не идет. При этом, когда будет запущен и отработан пилотный механизм по промышленным отраслям, есть договоренность, что стороны вернутся к рассмотрению вопроса, на какие еще направления важно было бы распространить подобный механизм поддержки.
Что касается Форума? Кому рекомендуете прийти на сессию? Какие вопросы будут затронуты?
В самой сессии мы ожидаем участие промышленников из стран Союза, а также представителей экспертного и научного сообщества, сферы образования, включая студентов – в целом всех заинтересованных и неравнодушных к теме укрепления связей и общего будущего в рамках ЕАЭС.
Поскольку тема промышленного развития в ЕАЭС в реальности не существует в отрыве от других направлений экономического развития, поговорим о ней в более широком контексте.
На сессии остановимся также на следующих направлениях:
-
Может ли промышленность ЕАЭС, включая совместные проекты, обеспечить рабочие места в странах Союза, настолько же привлекательные, как работа
в ритейле российских мегаполисов? Что для этого нужно сделать, какие меры принимать?
-
Почему для евразийской интеграции важно помнить, какие совместные проекты реализовывались странами ЕАЭС раньше по различным направлениям сотрудничества. Лучшие практики, как их использовать и как на них учиться? Опыт реализации совместных проектов в промышленности и культуре, в том числе проект ВДНХ.
-
Почему важны совместные инициативы стран ЕАЭС в области культурной политики. Как культурная политика может помогать развитию промышленности? Опыт предпринимателей РФ (о фестивале «Время вперед»), как применить опыт для ЕАЭС?
-
Как повысить популярность идей евразийской интеграции в студенческой среде, что для этого делается сегодня?
Актуальные новости
31.10.2024 Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин о выстраивании международного взаимодействия ОЭЗ
31.10.2024 Медленная тактика России, которая работает – Переслегин
30.10.2024 Эксперт объяснил, чем вызван рост числа выявленных нелегальных мигрантов на 40%
30.10.2024 Либеральные оппозиционеры считают, что могут тратить на благое дело украденные деньги
29.10.2024 Бросают вызовы: почему сотрудники скорой помощи массово увольняются
28.10.2024 «Выживут не все». Как отреагировал бизнес на рост ключевой ставки до 21%
28.10.2024 Переживая кризис. Константин Бабкин о факторах развития рынка сельхозмашиностроения
28.10.2024 Не слишком ли вам жирно, россияне? Нехватка сливочного масла — от наших возросших аппетитов
28.10.2024 Дмитрий Новиков: «Неоколониального мира не будет»